История МОУ СМР РК Основной общеобразовательной школы № 4 делится на два этапа:
1) финский период (с момента постройки до 1940 года)
2) российский период (с1944 года до 1991 года – советский, с 1991 года до настоящего времени - российский).
Развитие школьной истории в процессе каждого из этапов происходило с одной стороны, в зависимости от законодательства страны в сфере школьного образования, и отношения местной власти и общественности к данному вопросу, с другой стороны. В предоставляемой исторической справке будет рассмотрен лишь первый, довоенный период. Основным же этапом истории школы следует считать второй период.
Данный материал может служить информационной базой для проектной деятельности школы, включая международную, а также отправной точкой для создания общественного школьного музея.
Предпосылки возникновения школы в поселке Пуйккола, Сортавальской сельской округи.
Город Сортавала имеет давнюю историю школьного дела. Основанный в первой половине XVII столетия, в эпоху шведского владычества на древнекарельской земле, Сортавала начал формирование школьного образования детей уже на начальном этапе своей городской истории, причём по шведским законам. Наивысшего же расцвета в этой области город достиг в конце XIX – первой трети XX столетий, в так называемый «финляндский период». Сердобольский (Сортавальский) уезд, появившейся на карте Российской Империи как территориально-административная единица вследствие Указа Императрицы Екатерины II, с 1811 года оказался в составе автономного Великого княжества Финляндского. Вопрос грамотности населения княжества являлся для финнов одним из приоритетных, т.к. вытекал из потребностей самой лютеранской культуры. Главным фактором распространения грамотности являлась лютеранская церковь, требующая от своих последователей умения читать. Справочники последней четверти XIX века отмечают широкое распространение среди населения Финляндии начального образования. По данным переписи 1880 года на 1000 душ обоего пола старше 10 лет приходилось неграмотных 25 человек, а по данным 1890 года - 21.
Распространение грамотности требовало обустройства школ. Причём школ разных: начальных и средних. Однако появляться они начнут с середины XIX века. До этого забота о народном образовании в Российской Империи была сосредоточена исключительно в руках церкви. С восшествием на престол императора Александра II (1855 г.) ситуация в школьном деле начала меняться, царь обратил внимание «на правильную организацию светской начальной школы». В 1856 году, в первый же свой приезд в Финляндию, Александр II лично поручил финляндскому сенату представить соображения о способах облегчения устройства школ для народного образования, причём в сельских общинах. В апреле 1858 года было опубликовано Высочайшее объявление «Об основаниях устройства народного образования в Великом княжестве Финляндском». Согласно этого документа устанавливался следующий принцип образования: обучение чтению возлагалось на семью или должно было происходить в устраиваемых общинами деревенских воскресных школах, а для организации дальнейшего образования велено было учреждать постоянные школы на средства общин и пособий из государственной казны.
В 1863 году в Великом княжестве Финляндском начал свою работу финляндский сейм (Собрание представителей сословий Финляндии). С этой даты начинается новый период в процессе законотворчества княжества. 11 мая 1866 года было обнародовано «Постановление об устройстве народного преподавания в Великом княжестве Финляндском». Фактически с этой даты началась очередная Школьная реформа, ликвидирован церковный контроль над начальным образованием и введено обучение на финском языке.
Школьной реформой 1866 г. существовавшие в Финляндии церковно-приходские начальные школы были преобразованы в народные и переданы во введение местных общин. Постановление 1866 года содержало перечень требований к школьным зданиям, за исполнением которых должно было следить школьное управление. Следует упомянуть, что такой инспекционный орган появился тремя годами позже. Условия требований были следующими: если коммуна (самоуправляющаяся административная единица) получила государственную субсидию на создание школы, она была обязана построить школьное здание, которое включало бы в себя классную комнату, квартиру для учителя и хозяйственные постройки. В 1867 году подготовили первую серию образцовых чертежей для школ.
В 1898 году вышло очередное Постановление о народной школе, которое обязало сельские общины разделить свои территории на районы и открыть в каждом из них народную школу, в районе должно было насчитываться не менее 30 детей школьного возраста. Первая народная школа в городе Сортавала открылась в 1864 году. Находилась она в тот момент не в черте города, а в южном пригороде Кюммеля. Школа была построена на земле частного имения, принадлежащего Халлонбладам, и на их средства. Кроме неё в городе Сортавала имелись и другие учебные заведения, в том числе женская гимназия и мужской лицей, а также кузница педагогических кадров – учительская семинария.
В конце XIX века город Сортавала начал активно строиться, этому способствовал рост производственных предприятий, фирм, населения. Но самопроизвольно развиваться он не мог, так как существовал чётко утвёрждённый градостроительный план. Вследствие чего стали возникать и расти пригороды. К одному из них относился рабочий посёлок Пуйккола, примыкавший к городу с севера и начинавшийся сразу за железнодорожным полотном, опоясывавшим Сортавала и служившим условной городской границей. В финских книгах Пуйккола также называют Сортавальским пригородным районом. Территориальные границы района Пуйккола в XX столетии были следующие: пригород начинался от перекрёстка ул. Карельской с окружной железной дорогой, граничил с озером Тухколампи, парковой речкой Ваккойоки, местностью Лиикола и деревней Лахденкюля, восточной его границей служил пролив Ворсунсалми, отделяющий от острова Риеккалансаари.
Улица Карельская, выходя из города, продолжалась прямым широким шоссе, рассекая гористую Пуйккола на две, почти ровные, части. Затем, приближаясь к краю застроенной части поселения, дорога делала поворот вправо и через заросшую лесом долину приближалась к Лахденкюля. На этой территории в 30-е годы XX столетия проживало около 3500 человек. Территория в церковном отношении относилась к Сортавальскому сельскому приходу, несмотря на то, что она вплотную примыкала к городу. На момент отделения от городского лютеранского прихода, Пуйккола был застроен редко.
Со времени продажи Сортавальским сельским муниципальным управлением участков земли для застройки по дешёвой цене, территория Пуйккола стала быстро застраиваться индивидуальными жилыми домами с хозяйственными постройками. Так, в течение короткого времени, появился Сортавальский пригородный район Пуйккола. Название пригород получил по имени местного пастора. К 1923 году местность была отдана под индивидуальное строительство, которое велось в соответствии с заранее утвёрждённым планом. Уже через год после этого, в 1924 году, в 63 домах проживало117 семей (почти по 2 семьи в каждом доме), а к 1932 году в Пуйккола насчитывалось 107 домов. Это был рабочий посёлок. В Пуйккола селились рабочие – специалисты, имевшие профессии: портного, сапожника, столяра, плотника и т.д. Селились здесь и профессиональные извозчики, первыми смекнув о преимуществах местности, которая находилась вблизи от города и в то же время позволяла иметь рядом с домом свою конюшню. Часть пуйккольцев зарабатывала на хлеб службой в городских учреждениях, на промышленных предприятиях, в торговле и ремесле. Жители Пуйккола в основном были людьми работящими и умелыми, иначе они бы не смогли обжиться и обустроить свои дома и приусадебные участки на неудобной, гористой и каменистой земле.
В Пуйккола можно было выгодно приобрести участки под строительство промышленных предприятий, чем не приминули воспользоваться предприниматели. Так на берегу Ворсунсалми появился фанерный завод, давший работу значительному числу жителей Пуйккола.
Территорию застроенного поселка Пуйккола пересекали в разных направлениях несколько дорог и улиц, деливших её на мелкие кварталы. Все они были каменистые и неблагоустроенные. Канализации в Пуйккола не было.
Самая высокая скальная возвышенность, занятая садовыми участками, а также с построенной здесь школой, называется Ноусиайсенмяки. С неё открывается широкий вид на восток и юг.
Вплоть до 1940 года велись разговоры и даже официальные переговоры о присоединении Пуйккола к городу, но за финское время эта идея так и не была осуществлена. Пуйккола так и остался сельским пригородом города Сортавала.
Пуйккольская народная школа
Зданию школы № 4 города Сортавала 4 октября 2011 года исполнилось 74 года. Но народная школа в Пуйккола появилась раньше. Школа начала действовать осенью 1924 года. Своего помещения у неё не было, и она работала по просвещению Пуйккольской детворы в выделенном муниципальным правлением помещении. Пока сведения о местонахождении этого помещения не найдены. В школе был один учитель. С 1926 года на должность учителя заступил Антти Хямяляйнен. В этом же году в школе было введена ещё одна штатная единица – учитель старших классов, которую заняла Ристи Хямяляйнен (видимо супруга). Оба проработали в школе до 1940 года. По проекту обязательного развития школьного дела в Финляндии, в Пуйккола должна была быть выстроена школа уже к 1934 году. Но совет муниципального образования (Совет коммуны Пуйккола) откладывал решение данного вопроса из года в год. Причиной служили слухи о слиянии Пуйккола с городом и постоянное увеличение числа учащихся. Проект школы постоянно менялся. Наконец решили, что школа должна быть 8-ми классной. Губернатор Выборгской губернии пригрозил муниципалитету большим штрафом, если решение о строительстве школы не будет принято. 27 октября 1935 года Совет коммуны Пуйккола провёл заседание, на котором 19-ю голосами против 11-ти принял решение о строительстве новой школы в Пуйккола. Здание школы было построено к осени 1937 года в срок, обговорённый с подрядчиками договором.
4 октября 1937 года новая школа была торжественно освящена лютеранским пастором в присутствии Выборгского губернатора А. Манера и нескольких тысяч жителей Пуйккола и Сортавала.
Антти Хямяляйнен
учитель и
директор школы
Список учителей, преподававших в Пуйккольской народной школе:
Tauno Hirvonen 1934-40; Salmi Hirvonen 1934-40; Martta Rautaoja 1928-44;
Jnga Siukonen 1929-35; Jrja Lindgvist (Saloheimo) 1929-44; Toini Holmstrom 1936-40;
Kerttu Kantele -1940; Hilja Makinen 1928-44.
Короткое время преподавал труд Jaakko Siitonen и Emanuel Haajanen.
Преподавателем религии был православный священник Lauri Mitronen.
Все учителя вели огромную общественную работу, занимаясь просвещением и культурой, как школьников, так и старшего поколения. В здании управления Сортавальского сельского муниципального района была открыта районная библиотека, насчитывавшая более 8000 книг. Библиотека посещалась пуйккольцами благодаря активной деятельности Антти Хямяляйнена, он был её бессменным заведующим с 1927 года. Он же являлся членом приходского совета.
В Пуйккола действовали общественные кружки и общества, было своё отделение общества трезвости «Мартта». Кружками общества трезвости и молодёжными обществами руководила Мартта Раутаойя, а также она являлась руководителем школьного хора. Ристи Хямяляйнен дополнительно вела в школе занятия музыки. Ирья Линдгвист (Салохеймо) также преподавала музыку, занималась организацией музыкальных вечеров и работой с молодёжью Пуйккола.
Тойни Хольстрём перешла работать в Пуйккольскую народную школу из Лахденкюльской народной школы. Она хорошо рисовала и была участницей Сортавальских хоров – женского и смешанного. Тауно Хивонен был выпускником Сортавальской учительской семинарии, увлекался скорописью и музыкой. Вообще, благодаря популяризаторской работе Пуйккольских педагогов многие жители этого пригорода становились певцами Сортавальских хоровых коллективов.
С вводом в 1937 году новой школы, в ней действовали кружки: авиамодельный, отделение Сортавальского женского общества «Лотта» для маленьких «лотт» и другое. В школе проводились совместные собрания учителей и родителей. Рядом со школой находился пришкольный садовый участок. Школьники с учителями ходили в походы и экскурсии по Ладожскому побережью, хорошо знали свой край. На лето организовывались лагеря на берегу Ладоги в местечке Аньяла, прямо в Аньяльской школе (бывший спортивный лагерь).
У школы был Попечительский совет, в который входили члены: Miina Siitoin, Ester Ekroth, Toivo Pelkonen, Toivo Nuutinen, Jussi Rapo, а председателем был пастор Frans Tarmo.
В ноябре 1939 года началась советско-финская война, закончившаяся подписанием в марте 1940 года мирного договора, по которому территория Северного Приладожья и Карельского Перешейка уступалась Советскому Союзу. Жители были в 3 дня переселены вглубь Финляндии, архивы тоже были вывезены
Во время советско - финской войны в здании школы был госпиталь
С весны 1940 года началась советская история Сортавала, город был заселён переселенцами из регионов и республик СССР. Никто из новых жителей и не знал, что этот район назывался Пуйккола. Это название дали совершенно иному населённому пункту, находящемуся рядом с посёлком Партала
Славилась школа своим приусадебным участком
На приусадебном участке
Посевные работы
Жатва пшеницы
Капусточка...
Сбор картофеля
Кукуруза - "царица" полей
Архитектура здания народной школы в Пуйккола.
Здание построено в стиле «функционализм», двухэтажное, в виде квадратной скобы. Информация об архитекторе и проектных чертежах отсутствует. Её следует искать в Финляндии. Фотоархив о школе также скуден. Известно лишь, что подряд на строительство школы получили Сортавальские строители Я. Хартикайнен и Е. Салминен. Школа, как уже было сказано, построена в срок к осени 1937 года. Для постройки были объединены в 1937 году 4 участка пригорода
<
Сейчас для установления более подробной истории школы в Пуйккола – Сортавальского сельского пригорода – следует искать архивный материал в Финляндии, а также устанавливать связи с бывшими жителями Пуйккола, что помогло бы в международных контактах и проектах школе № 4.
Библиография:
- Брокгауз Ф.А. Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. Финляндия. т. 70, гл.VII. Образование, СПб, 1902.
- Кондратьев В. Как учили в Северном Прилдожье в прошлом веке.// Карелия, 2007.
- БСЭ, т. 27, гл. X. Просвещение (Финляндия), М., 1977.
- Пуйккольский школьный округ. с. 136.
Использованы материалы Регионального музея Северного Приладожья им. Т.А.Хаккарайнена.
|